mix_tabloтеатр танца MIX MODERN
Понедельник, 06.05.2024, 10:43
Меню сайта



    Статистика



    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0




    Форма входа


    Поиск

    Календарь
    «  Май 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Rambler's Top100
    Главная » 2016 » Май » 6 » Наталья Кожанова: с шести лет ребёнок в традиционной культуре уже был нянькой, грибником и пастухом
    10:18
    Наталья Кожанова: с шести лет ребёнок в традиционной культуре уже был нянькой, грибником и пастухом

    IMG_4761Специалист по фольклору этноцентра ПДНТ «Губерния» Наталья Кожанова рассказала «Пермской трибуне» о том, что умело большинство сельских детей шести-семи лет век назад

    Основы воспитания

    Ребёнок в традиционной культуре был центром жизни семьи. Он никогда не был предоставлен сам себе и не рос в одиночестве, уже с младенчества постоянно пребывая в поле внимания взрослых или детей старшего возраста, но это не лишало его личной свободы. Секрет здесь в том, что условные права и обязанности ребёнка были настолько переплетены и грамотно распределены внутри семьи и общины, что категории «должен» и «хочу» не вступали в противоречие.

    В силу объективных причин родители не очень много времени проводили с детьми. Воспитание основывалось на личном примере в труде, в отношениях и в обрядах. А значит, главным методом обучения детей было: смотри (слушай), запоминай, повторяй. В чём здесь главное отличие от дня сегодняшнего? В необыкновенном доверии к ребёнку! Ему именно доверяли ту или иную работу или занятие, то есть дети понимали, когда им что-то поручают, то оставляют за главного. Как правило, детям очень нравилось это ощущение, поэтому они всегда с удовольствием выполняли порученное дело. Одновременно это же воспитывало в ребёнке ответственность за свои поступки.

    Вообще, после рождения ребёнка едва ли не сразу перепоручали старикам или старшим братьям и сёстрам. Последние, помимо того, что просто следили за младшими детьми, должны были и ввести их в мир общины, привить базовые правила и обычаи, например, представление о том, что со старшими нельзя спорить, а младших нужно оберегать.

    В традиционной культуре развитие ребёнка не форсировалось, как мы это можем наблюдать сегодня. В процессе формирования личности руководствовались прежде всего природными наклонностями детей и степенью готовности к освоению разных форм деятельности, позволяли входить в жизнь в щадящем режиме. К примеру, если родители видели, что ребёнку нравится то или иное занятие, то садили его рядом, и он постепенно начинал самостоятельно перенимать навыки. Но дети никогда при этом не занимались чем-то одним, они должны были уметь всё из того, что умеют взрослые, только на доступном им уровне сложности. При этом они также не чувствовали на себе жёсткого давления взрослых. Ведь очень рано понимали, что сам факт рождения обязывает их слушаться родителей, быть им априори благодарными.

    С другой стороны, была здесь и прагматическая составляющая. Дети осознавали, что их действия в рамках семьи или общины направлены лишь на одно — выживание, в чём, разумеется, был заинтересован и сам ребёнок. А его действия, составляя сумму усилий всех членов семьи, и позволяли не погибнуть в прямом смысле этого слова. То есть активное участие в заботах ближнего окружения изначально воспринималось детьми как жизненно необходимая модель поведения.

    Что умели делать дети шести-семи лет

    В этом возрасте их, разумеется, не отправляли на работы в поле, но они уже многое могли делать самостоятельно. Примерами того, какими навыками владели деревенские дети более ста лет назад, изобилуют сказы Павла Бажова.

    IMG_4756

    Детская прялка

    Ребёнок возраста современных первоклассников уже мог выполнять множество действий по домашнему хозяйству и другим семейным хлопотам. Они могли подносить дрова, помогать при их заготовке отцу, топить печь, самостоятельно готовить еду, кормить и поить домашний скот. Девочка могла помогать старшим накрывать на стол и убирать с него, подметать пол, носить воду из колодца, кстати, в нашем центре есть детское коромысло, с помощью которого можно было переносить миниатюрные ведёрки.

    В среднем с шести лет ребёнок уже был нянькой, грибником и пастухом. И всё это дети могли делать уже очень хорошо. Скажем, девочка была не просто нянькой, а могла заниматься младшими детьми целый день и не просто ухаживать за ними и следить, чтобы они ничего не натворили, а самостоятельно их кормила, развлекала и даже пестовала. Кроме того, девочки уже обладали сформированными навыками рукоделия, хотя они могли ещё и не владеть ниткой с иголкой, но в этом возрасте у них уже могла появиться первая, пока ещё детская прялка!

    Как правило, детвору этого возраста уже активно привлекали и к обрядовым практикам. Например, малышня могла исполнить закличку или пройти по дворам христославами во время Святок. Суть была в том, чтобы соединить исток жизни (а дети в обрядах символизировали именно это) с новым этапом в хозяйственной жизни деревни.

    Однако строгих ограничений по возрасту для допуска ребят к какой-либо работе не было. Взрослые могли дать девочке иголку в руки уже в пять лет, если видели, что выполнение более простых действий (скрутка тряпичной куклы, завязывание узелков на ткани) у неё уже хорошо получаются. Как только родители замечали, что движения ребёнка становятся уверенными, то доверяли ему более сложные дела.

    Таким образом, первоклассник сто лет назад уже был маленьким, но в целом сформировавшимся человеком, который, оставшись один, уже мог как-то обустроить свою жизнь.

    Просмотров: 968 | Добавил: mixmodern | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024